[G+/632305222316434]Экскласс: Фаст (xclass) wrote,
[G+/632305222316434]Экскласс: Фаст
xclass

Category:

Потерянный пост

Обнаружил, что, видимо, случайно грохнул свой пост про БХГ. Восстанавливаю с кэша яндекса.


Ну Щеглов, ну Панга четвертая, ну читал не отрываясь весь вечер и часть ночи, ну проспал на работу. Это же не интересно, а интересно о чем он там пишет и почему это интересно.


В значительной степени современная коммерческая русскоязычная фантастика - это порнография, то есть разговор голодных о еде. Еда, однако, как и голод, может быть разной. Ну, всякие фэнтэзи об обретении магического могущества - понятно для кого, для неудачников. Или там боевая фантастика - для людей с проблемой применения насилия. Хотя... помню офицеров военной кафедры МФТИ с азартом обсуждавщих стрельбу по-македонски из Богомолова. Да, но это другая сторона - обмен опытом. Охотники рассказывают друг другу как добыть льва. "А сколько львов Вы добыли?" "Увы, не одного." "Что-то немного." "Но не в отношении львов."

 

Да, так вот БГХ - это про отыгрыш технологического сверхпреимущества в современном мире. Факир Фалер (он же бухгалтер Шеллер) уже добился магического сверхмогущества на Панге, поэтому при возвращении с Панги он как бы и не совсем пользуется своей магией. А то было бы не интересно.

 

Ну, деревья (графы) технологического развития, это, по существу, из цивилки, вот у Горькавого тоже появляются. На самом деле они, конечно, диаграммы Гантта. Одно только не понятно, почему они не используются для анализа если не будущего, то хотя бы прошлого. Засекречено, видно. А безответственные люди разглашают.

 

Вписывание со сверхтехнологией в современный мир должно приводить к столкновению с субъектами управления этого мира. Собственно, роман и посвящен взаимодействиям Шеллера с обнаруживаемыми на ходу субъектами мироуправления. Выглядит это немного сумбурно, в стиле настоящей конспирологии, заключающейся в "постоянном вплетении в процесс обсуждения дополнительных сущностей." Но, если вдуматься так и должно быть сначала. При столкновении со сложной системой ее отдельные части должны казаться самостоятельными сущностями пока их взаимосвязь не выявлена.

 

Вообще, сложную систему можно понять либо участвуя в ее взаимодействиях либо изучая структуру и историю. Ну да Шеллер только начал. Еще два тома.

 

Великолепная находка - т.н. "Невидимый Колледж". Выглядит очень реалистично, вот только, сдается мне, такая конструкция динамически неустойчива, вроде того как динамически неустойчив самолет "Стелс", и бортовой компьютер должен постоянно подрабатывать рулями, иначе самолет полетит кувырком. Так и "Невидимый Колледж" - без внешних подправляющих усилий такая конструкция невозможна.

 

Пара слов о реализме в фантастике. Правило тут такое: сделай допущение какое хочешь, а правила мира, основанного на этом фантастическом допущении должны выдерживаться с железной логичностью. И вот с этой позиции финал с уничтожением магии на Земле выглядит логичным. Ну, если подумать. Написано, что произошла случайность, что Шеллер запустил магоубивательный вирус с отсечкой по времени, но, видимо, из-за перескоков с одного субъективного времени на другое условие было перейдено, и, видимо, оно было записано как if(t=25) (никогда не пишите так! Нужно if(t >25)!), так что останов не сработал. В таком виде это выглядит как случайность, но если вдуматься, у Шеллера не было другого выхода. Маги Земли превосходили его как умениями так и энергетикой. Выход был только перевернуть доску.

 

Да, еще есть Кукловод. Точнее его нет, но он подозреваем. Шеллер внутренне убежден, что во всем есть метасценарий, управляемый Кукловодом, который состоит в чем-то непонятном Шеллеру, оттого и все нарочитости сюжета. Это ничего, паранойя еще никому не мешала. Правда, добавить кукловода в виде инопланнетянского(?) Power User было бы нестерпимой банальщиной.

 

Еще есть неплохой ход - всунуть в роман себя самого в качестве автора Пангийской серии. Дает некий муар. И это при том, что в романе уже есть одно alter ego - сам Шеллер, бухгалтер, т.е., практически, продавец межкомнатных дверей, ведь не сказано что он бухгалтер не по дверям.

 

Донован, работа Шеллера на разведку Акино. Ну, на самом деле это советская аберрация, заключающаяся в невидении того факта, что спецслужбы - это преступники на службе государства.

 

Да, забыл еще сказать что Щеглов, как и Шеллер, гуманист. Но не слюнявый гуманист типа "Ах, давайте не будем убивать этих бедных, презираемых людоедов!", а настоящий боевой гуманист, способный дать возможность киллерам убежать, но и находящий удовлетворение в мысли, что они убиты при задержании, и, соответственно, сами уже никого не убьют.

 

Где взять? Книжка БГХ уже имеется в мазагинах РФ, и в Озоне тоже, если Вы купите ее, то примерно доллар-полдоллара капнет автору. Есть ли она на литресе? Не знаю, а вот на либрусеке - точно есть. Оно, конечно, пиратство, а, с другой стороны, с либрусека можно переслать, в т.ч. и с пейпала, денежку непосредственно автору, а не как за бумажную книгу, когда цена на 90% субсидирует книгоиздание и книготорговлю.


 Ну и, заодно, старый коммент о секретах популярности НФ:


Поскольку я читатель-килобайтник, дам со своей стороны секреты популярности фантастики (популярности, разумеется, у меня).

 

1. Реализм. Железное следование законам природы и человеческого общества. Или чего там получится, но следование и законам. Вообще, вопросы материально-технического снабжения нужно раскрывать.
Отличный пример: Толкиен. Орки (мн. число "ирчи") это прекрасно, но совершенно не ясно на чем базировалось процветание Гондора. И все такое прочее. То есть это антипример.
Другой пример - Виндж, "Глубина в небе". Выдумана зависимость скорости света и предельной сложности киб.устройств от расстояния, и на этом _законе_ держится весь сюжет.

 

2. Допущение. Поскольку фантастика ("воображаю"), то выдумки. Но выдумки остроумные и не такие чтобы ими сюжет затыкать. Из необычных допущений - необычные следствия. Выдумка привлекает необычностью. Вообще, чем необычнее, тем лучше. Можно даже сказать, что фантастика - литература про необычное.

 

3. Характеры. В тексте должны действовать привлекательные характеры. Бывает, что ждешь каждого слова от человека: "что он сказал?" Часто интерес вызывается отождествлением или с ГГ и с положением относительно ГГ. Классический пример - "Три мушкетера".
Отторжение (т.е. привлечение напротив) может вызываться нарушением этическим норм. Пример - Макс Фрай, укравший (взявший тайно) нечто у своей бывшей женщины. Выглядит на редкость бесчестно и вызывает мгновенное желание прекратить чтение.

 

4. Драматизм. Ну, кино. В кадр входит человек, пауза. Зрители заинтересованы: что он будет делать? Шеллера будят пришедшие убийцы. Понятно, что он выпутается, но как? Причем драматизм не обязательно драматизм действия. Внезапное осознание того, что убийцы были подсланы Мировым Правительством "Спартак", а Мировое Правительство "Динамо" тут ни при чем, модет быть ничуть не менее драматическим.
Представим себе себе компьютерную игрушку, наблюдаемую через плечо игрока. Уже интересно. Можно сказать, что драматизм - это необычность, развернутая во времени.

 

5. Язык. Ну, язык. Главное, не пыжиться. Выше головы не прыгнешь. Культурный уровень будет показан языком мгновенно. Грамотность, словарный запас, реминисценции - ноль секунд, человек виден. Но это не страшно, а вот серьезный ущерб может принести попытка изобразить несвойственный автору культурный уровень. Вообще - кривляния.

 

Забавно, что на любой одной из пяти особенностей можно построить первоклассный текст. При условии что остальные не проваливаются уж очень позорно.
Я вообще очень терпимый.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment